Страна.Ru
  Версия для печати. Опубликовано на сайте Страна.Ru 12.04.02. 16:27

Церковь была готова жертвовать на помощь голодающим

Беглов Алексей

К середине апреля изъятие церковных ценностей охватило уже многие губернии. Теперь оно проходило по единому плану, выработанному при "работе над ошибками" в Шуе.
После событий 15 марта сама Шуя была объявлена на военном положении. Вскоре в город для расследования происшедших столкновений прибыла специальная комиссия ВЦИК. Комиссия нашла, что действия местных властей "в общем правильные, но недостаточно энергичные". Товарищи из центра взялись показать, как нужно действовать в таких обстоятельствах.


23 марта состоявший в комиссии командующий войсками Московского военного округа Н.И. Муралов провел показательное изъятие ценностей из шуйского Воскресенского собора. Для этого были вызваны сводная рота пехотного полка, пулеметная команда, рота ЧОН, 6 конных милиционеров. Войска очистили прилегающую к собору территорию от горожан, оцепили соборную и базарную площадь, перекрыли все выходы на соседние улицы. Как позднее докладывал сам Муралов, красноармейцы и командиры "не только чувствовали жажду мести, но и выражали словесно желание "пострелять в попов и спекулянтов".
Муралов ввел в собор взвод красноармейцев и команду слесарей, которые начали зубилами и молотками расковывать и срубать серебро с престола. Красноармейцев, находящихся в соборе, Муралов приказал сменять каждые полчаса, дабы преподать "наглядный урок всем солдатам превосходства нашей силы перед силой попов и богов". Отныне этот сценарий изъятия, предусматривавший жесткие меры и активное использование армии, станет обязательным для всех городов и губерний.
В конце апреля в Иваново-Вознесенске прошел судебный процесс над участниками волнений в Шуе. В результате, как того и требовал Ленин в своем секретном письме в Политбюро, трое священников были расстреляны. При том, что один из них, отец Иоанн Рождественский, служивший в селе Палех в 30 верстах от Шуи, не был участником шуйской демонстрации. Впрочем, ни применение войск, ни четкое следование шуйскому сценарию не гарантировали от столкновений с верующими и от новых жертв.
Следующий крупный инцидент произошел в Смоленске. Ранним утром 28 марта городской собор, а также Троицкий и Вознесенский монастыри были оцеплены курсантами. В монастырях изъятие прошло безболезненно, но в собор комиссию по изъятию не пустили. Группа из 15 девочек-подростков, двух женщин и пяти мужчин, ночевавших в соборе, заперла двери изнутри. Одновременно на площади собралась толпа в несколько тысяч человек, которая стала теснить цепи курсантов. Подошедшее подкрепление рассеяло верующих выстрелами в воздух. Дверь в собор взломали, и комиссия приступила к изъятию. В результате столкновения 6 человек было ранено, одна женщина скончалась.
События в Смоленске особенно обеспокоили Троцкого, так как действия разворачивались вблизи польской границы. В город выехала комиссия ВЦИК, которую возглавил командующий войсками Западного фронта М.Н. Тухачевский. Участие в комиссии "героя" Кронштадта и Тамбова придавало ей откровенно карательный характер.
Но все это было только началом горячего лета 22-го года. Из Орла сообщали о волнениях населения, в связи с чем тамошние войска были переведены на военное положение. В Калуге забастовали рабочие. Во Владимире верующие сорвали изъятие из древнего Успенского собора, расписанного Андреем Рублевым. В селе Белоречье Тамбовской губернии крестьяне под предводительством местного священника и, что примечательно, секретаря волостного исполкома вступили в бой с ротой красноармейцев, которая была вынуждена отступить. В Старорусском уезде Новгородской губернии изъятие было приостановлено из-за волнений населения.
Н.А. Кривова, автор монографии об изъятии церковных ценностей пишет: "Повсеместно одним из требований верующих была замена священных предметов хлебом, продовольствием, а также просьба выкупать церковное имущество или обменивать на соответствующее количество денег... Однако ни одна подобная просьба не была удовлетворена", поскольку это не входило в партийный сценарий проведения кампании. Маховик изъятия раскручивался неумолимо. Приближалась очередь столиц.
Во многих губерниях епископы прекрасно понимали, что справедливое возмущение верующих будет использовано властями против самих верующих и их пастырей. Поэтому епископы пытались предотвратить столкновения и договориться с комиссиями по изъятию. Отнестись к происходящему с христианским терпением призвали паству своих епархий митрополит Новгородский Арсений (Стадницкий), псковский епископ Геннадий (Туберозов), предстоятели Суздальской, Витебской, Задонской епархий, духовенство Марийской области.
С воззванием воздержаться от насильственного сопротивления и попытаться заменить святыни золотом и серебром к верующим обратился митрополит Владимирский Сергий (Страгородский). Он не понаслышке знал, чем заканчиваются открытые столкновения - многострадальная Шуя находилась в его епархии. Но дальше всех в этом отношении пошел митрополит Петроградский Вениамин (Казанский), популярнейший пастырь и проповедник.
Еще 5 марта он направил в Петроградскую губернскую комиссию Помгол заявление, в котором вновь подтвердил готовность Церкви жертвовать на дело помощи голодающим "все свое церковное достояние, вплоть до священных сосудов". При этом митрополит Вениамин просил о соблюдении трех условий. "Церковь, - писал архипастырь, - должна иметь уверенность: 1) что все другие средства и способы помощи голодающим исчерпаны; 2) что пожертвованные святыни будут употреблены исключительно на помощь голодающим и, 3) что на пожертвование их будет дано благословение и разрешение Высшей Церковной Власти".
Если бы власть гарантировала соблюдение этих условий, верующие стали бы жертвовать и богослужебные сосуды, которые, писал митрополит, "согласно святоотеческим указаниям и примерам древних архипастырей, будут обращены, при моем непосредственном участии, в слитки. Только в виде последних они могут быть переданы в качестве жертвы, а не в форме сосудов, прикасаться к которым, по церковным правилам, не имеет права ни одна несвященная рука".
В то же время митрополит Вениамин решительно отверг "принудительное отобрание церковных ценностей как акт кощунственно-святотатственный, за участие в котором, по канонам, мирянин подлежит отлучению от церкви, а священнослужитель извержению из сана".
Петроградские власти "приняли к сведению" заявление архипастыря, но не сделали никаких шагов навстречу ему. И уже 15 марта огромная толпа собралась у Казанского собора, а 16 марта представители власти не смогли пройти в церковь Спаса на Сенной. Обстановка накалялась и грозила многими жертвами.
Митрополит Вениамин упорно пытался урегулировать вопрос об изъятии с наименьшими для Церкви потерями. 5 апреля между представителями митрополита и Петроградской комиссией Помгола состоялись переговоры, в результате которых была достигнута договоренность о разрешении верующим наблюдать за ходом изъятия, об их участии в учете и упаковке ценностей, о необходимости "установить гласную отчетность о движении ценностей".
Важным итогом встречи был пункт, разрешавший оставлять в церквях необходимый комплект богослужебных сосудов и оговаривавший возможность замены хранилищ мощей и чтимых икон (особо чтимые были специально перечислены) драгоценными металлами в 7-дневный срок.
10 апреля в своем предпасхальном послании митрополит Вениамин обратился к верующим Петрограда. К тому времени события в Шуе, Смоленске, Москве не оставляли никаких сомнений в непреклонности намерений властей. И митрополит Вениамин смягчает свои первоначальные требования, расширяя, как пишет Н.А. Кривова, "границы допустимого компромисса ради предотвращения неизбежных столкновений".
Послание архипастыря проникнуто духом миролюбия и стремлением надежнее оградить от потрясений вверенный ему город. Митрополит настойчиво призывает "пастырей и паству отнестись по-христиански к происходящему в наших храмах изъятию". Он особо подчеркивает, что "со стороны верующих совершенно недопустимо проявление насилия в той или другой форме. Ни в храме, ни около него неуместны резкие выражения, раздражения, злобные выкрики против отдельных лиц или национальностей... так как все это оскорбляет святость храма и порочит церковных людей".
Заключительные слова воззвания особенно ярко показывают, чего боялся митрополит Вениамин. "Сохраните доброе христианское настроение в переживаемом нами тяжелом испытании, - писал он. - Не давайте никакого повода к тому, чтобы капля какая-нибудь, чьей бы то ни было человеческой крови была пролита около храма, где приносится Бескровная Жертва".
Благодаря усилиям митрополита Вениамина изъятие в Петрограде проходило спокойнее, чем в других губерниях. Однако власти не собирались в точности следовать достигнутым договоренностям. Более или менее последовательно соблюдался лишь пункт о возможной замене изымаемых святынь менее ценными драгоценными предметами. Верующие Петрограда активно пользовались этим правом, и это было большим успехом архипастыря: в других епархиях иерархи и верующие могли об этом только мечтать.
Настоящие сражения развернулись между комиссиями по изъятию и представителями музеев из-за Казанского и Исаакиевского соборов. В Казанском спор шел о знаменитом иконостасе, сделанном из серебра, пожертвованного казаками атамана Платова после заграничного похода 1813 года. Эксперты настаивали на сохранении целостности этого произведения искусства, но их мнение и протесты питерских академиков и профессоров мало значили для партийных стратегов. Казанский иконостас был разобран.
Тем временем стало ясно, что изъятие в Петрограде не дает повода для громкого процесса над "контрреволюционным духовенством", как это планировал Ленин. Оказалось, что митрополиту Вениамину почти удалось вывести из-под удара свою епархию. Москва не скрывала своего раздражения и в резкой форме дезавуировала действия местных советских и чекистских властей, согласившихся на компромисс с митрополитом ради мирного проведения изъятия.
Весна 22-го года отчетливо показала подлинные цели кампании по изъятию церковных ценностей: не сбор средств для голодающих, а провоцирование массового недовольства, в разжигании которого можно было бы обвинить духовенство; раскол Церкви и уничтожение авторитетных и любимых народом пастырей.
Высокая степень компромисса, на который отважился митрополит Вениамин. То, как далеко и настойчиво он шел по пути предотвращения кровопролития, определили его трагическую судьбу. Двумя месяцами позже он станет главным обвиняемым на Петроградском процессе и единственным представителем высшего духовенства Русской Православной Церкви, в отношении которого расстрельный приговор будет приведен в исполнение. Письма митрополита в губернскую комиссию Помгол станут одним из пунктов обвинения его в контрреволюционности.


© Национальная информационная служба Страна.Ru, 2000. Свидетельство о регистрации в Министерстве печати РФ: Эл. # 77-4102 от 7 сентября 2000 года. При полном или частичном использовании материалов, ссылка на http://www.strana.ru/ обязательна.
Информация о проекте: mail@strana.ru · Реклама на сайте: ad@strana.ru · Создание и поддержка: ФЭП, 2000 · Хостинг: Телеком-Центр.